Тренер преподаватель Руис М.А.
Неподготовленное тело не может стать обителью высшей
мудрости и духовного совершенства.
(Даосский мудрец)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научного совершенствования и творческой переработки программных документов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного и методического разделов программ становится актуальной научной задачей текущего времени.
Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципы спортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последних научных исследований, передовом опыте спортивной практики. В основу типового плана-проспекта учебной программы легли требования нормативно-правового характера, регулирующие организационно -методическую деятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типового положения о спортивной школе .
Каратэ - это путь, к которому многие идут всю жизнь,закаляя свое тело,укрепляя дух,открывая в себе новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.
Прежде всего каратэ - это один из видов боевых искусств, особая разновидность фехтования с использованием различных частей тела для защиты и нападения, но в первую очередь для защиты.
Каратэ –это прежде всего средство для самосовершенствования личности, путь физического и духодвного (в том числе и умственного) развития человека.
С помощью каратэ успешно решаются задачи общего физического развития и разносторонне совершенствуются двигательные способности человека; применяемые в каратэ упражнения и отрабатываемые технические действия равномерно воздействуют на все группы мышц.
Разнообразные технические элементы обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие морфологических и функциональных систем организма; одновременно оказывая воздействие на координационные механизмы нервной системы; повышая ее пластичность.
Обучение каратэ - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками, на физическое, умственное и нравственное совершенствование учеников
Обучение каратэ носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связано с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением, выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств).
Цель программы:
1. Укрепление здоровья, улучшение физического развития.
2. Развитие физических и волевых качеств
3. Усвоение знаний по теории и практике каратэ.
4. Овладение техническими и тактическими действиями в каратэ.
5. Подготовка к спортивным состязанием.
Задачи:
Этап начальной спортивной специализации:
1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности.
2. овладение основами техники и тактика каратэ-до.
3. приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях.
4. Уточнение спортивной специализации.
Этап углубленной тренировки :
1.Совершенствование техника и тактика каратэ-до
2.Развитие специальных физических качества
3.повышение уровня функциональной подготовленности.
4.Освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок.
5.накопление соревновательного опыта.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовке
этап Год
обучения Минимальный
Возраст для
зачисления Минимальное
Число учащихся
В группе Количество
Учебных
Часов в
неделю Требования
УТ 1-й год 9 14 10 Нормативы
Офп,СФП ,ТТП
2-й год 10 14 12 Нормативы
Офп,СФП ,ТТП
3-й год 11 12 16 Нормативы
Офп,СФП ,ТТП
4-й год 12 10 18 Нормативы
Офп,СФП ,ТТП
формы и режим занятий
Ут 1-й год
Занятия будут проводиться 5 раз в неделю. Форма урока учебно-тренировочном. Продолжительность занятий 2 часа.
Ут 2-й год
Занятия будут проводиться 4 раз в неделю. Форма урока учебно-тренировочном. Продолжительность занятий 3 часа.
Ут 3-й год
Занятия будут проводиться 5 раз в неделю. Форма урока учебно-тренировочном. Продолжительность занятий 3 часа.
Материал для практических занятий на этапе учебно-тренировочном рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства (табл. 1).
Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями. В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Таблица 1.Примерная схема тренировочного задания
Этап и год обучения Содержание и характер упражнений Дозировка нагрузки,
режимы выполнения Методические
указания Организационные
указания
Учебно-тематический план
Год обучения____2______количество групп___1______Общее кол-во часов по программе_624__
Темы занятий Теория Практика Всего
ОФП 100 100
СФП 50 50
Ката-кихом 104 104
кумитэ 104 104
Интегральная подготовка 42 42
Теория и методика 14 14
Технико-тактика 98 98
Инструкторская практика 12 12
Судейская практика 6 6 12
Соревновательная подготовка 40 40
Восстан. Меропр. 48 48
Всего часов 20 604 624
Учебно-тематический план
Год обучения____3______количество групп___1______Общее кол-во часов по программе_624__
Темы занятий Теория Практика Всего
ОФП 110 110
СФП 80 80
Ката-кихом 139 139
кумитэ 139 139
Интегральная подготовка 54 54
Теория и методика 16 16
Технико-тактика 144 144
Инструкторская практика 18 18
Судейская практика 6 10 16
Соревновательная подготовка 52 52
Восстан. Меропр. 64 64
Всего часов 22 810 832
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа обучения каратэ состоит из следующие разделов :
КАТА-КИХОН
1- Стойки
2- удари руами
3- удары ногами(гери ваза)
4- Блоки (укэ-ваза)
5- Броски(наге ваза)
6- Формальные упражнения(ката)
Стойка
В каратэ стойка означает положение нижней части тела бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть тела.это орпеделенное положение тела спортсмена, позволяющее ему сободно перемещаться в ходе ведения боя,манерировать, быстро переходить от защиты и атаке , от одного приема к другому , сохранять при этом устойчивое положение.
Удари руками
По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара :
-прямой
-круговой
-сверху вниз
-снизу вверх
удары ногами
Все удары ногами можно разделить по следующим признакам :
- по технике проведения удары делятся на проникающие, подбивающие и маховые;
- по уровням проведения удары делятся на низкие, средние и высокие;
- по направлению проведения: вперед, назад, в сторону, круговой вперед, круговой назад, по дуге наружу, по дуге внутрь;
- по способам проведения :
а. Выполняемые из низкого положения: лежа, сидя, стоя на коленях
б. Выполняемые из положения стоя на одной ноге
в. выполняемые в прыжке
- по месту проведения удара – удары коленом, голенью, основанием пятки, внешней стороной пятки, основанием стопы, внешней стороной стопы, подъемом стопы, внутренней стороной стопы.
- Блоки
Броски
В каратэ броски играют вспомогательную роль, являясь дополнением ударной техники рук и ног. Можно выделить несколько видов бросков: подножка, подсечка партнера по наружной стороне пятки, бросок противника после выполнения захвата ударной ноги противника и его последующим броском.
Формальные упражнения(ката)
Блоки, удары руками и ногами – основные приемы каратэ, логично записанные в ката, упражнения чистой формы, формальные упражнения, эти материнские основы каратэ.
При выполнении ката отрабатываются различные задачи: техника стоек, ударов, блоков и перемещений, дыхания, острота реакции, ритмичность и точность движений вдоль заданной линии в пространстве.
Ката является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как:
1. средство технического обучения и совершенствования
2. средство физической подготовки и физического совершенствования
3. средство психологической подготовки
4. источник информации и средство интегрального самосовершенствования
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СХВАТКИ (КУМИТЭ)
Кумитэ – это тренировачные бои, в которых занимающиеся используют все ранее изученные приемы в каратэ: удары, блоки и тд.
Все множество видов тренировочных схваток распадается на три больших подразделения:
- трехступенчатое – самбон кумитэ,
- одноступенчатое – иппон кумитэ
- свободное – джию кумитэ.
Самбон кумитэ. В таком бое один из партнеров защищается, другой – нападает. По отражении нападения в третий раз защищающийся проводит контратаку.
Элементы этого упражнения:
- приемы нападения
- приемы защиты
- приемы контратаки
- работа ног
Иппон кумитэ. Состоит из одной атаки, отражаемой одним боком, и одной котратаки. Одноступенчатая схватка оказывается более развитой формой боя.
Целью являюется изучение атакующих и оборонительных приемов.
Джию кумитэ. Свободная схватка. Базируется на основных приемах каратэ без предварительной договоренности партнеров.
Общая-физическая подготовка (ОФП).
Направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшения координационной способности, увеличение силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Специально-физическая подготовка. (СФП).
Направлена на развитие двигательных качеств строго применительно к требованиям каратэ.
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Метод Показа-демонстрация техника,показ фотография.учебный филме.
Метод упражнения-систематическом повторении изучаемого материала.
Метод непрерывного неизменяемого действия. Развитие выносливости. Умеренная нагрузка (интенсивность), составляющая 75-82% от максимальной интенсивности. Пуль 130-150 ударов в минуту.
Метод непрерывного изменяемого действия. Изменяется величина нагрузки (интенсивности) и составляет 70-80% от общей нагрузки, в ходе которой попеременно чередуются действия. Применяется преимущественно для развития специальных способностей и силы.
Метод прерывного действия. Выполнение упражнений с нагрузкой чередуются с отдыхом. Продолжительный отдых может составлять от ½ до 2/3 от общего времени восстановления. Короткий отдых составляет 1/3 или 60% от времени полного восстановления.
Метод прерывного действия с повторением. Состоит в систематическом чередовании упражнений (усиленная нагрузка) и отдыха (более 95%). Каждое повторение по времени длится недолго.
Метод прерывного действия с интервалами. (Интервальная тренировка). Базируется на систематических повторениях упражнений с максимальными нагрузками – более 95% (190 уд/мин)
Игровой метод.
Соревновательный метод.
Метод нарастающей нагрузки с повторениями. Состоит в сокращении интервалов отдыха между повторами и в увеличении скорости перемещений в упражнениях.
Метод уменьшающейся нагрузки с повторениями. Используется для поддержания высокой способности к мыщечной работе и спортивной формы. При этом в ходе выполнения упражнений энергетические затраты относительно малы. Данный метод создает эффект большого объема проделанной работы при значительном уменьшении нагрузки к концу тренировочного курса упражнений.
Метод чередования и интервалов. Основан на поэтапном чередовании одной или другой деятельности в ходе тренировки, посредством разделения и последующим объединением этапов деятельности в одно целое.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАРММЫ
Для реализации данной программы необходима материально-техническая база:
1. Зал для занятий.
2. Татами.
3. Лапы.
4. Скакалки.
5. Магнитофон.
6. Базовый спорткомплекс
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышение волевых качеств занимающихся каратэ. Улучшение физических качеств (быстрота и сила). Усвоение технических и тактических действий в каратэ. Овладение спортивным мастерством. Участие спортсменов в соревнованиях с целью достижения наиболее высокого результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера – 2002 г.
2. Танюшкин А.И., Игнатов О.В . Система подготовки в кёкушинкай –1994 г.
3. Руис де ла Торре М.А. «Современная методика подготовка спортсменов по ката на чемпионат мира по каратэдо сито-рю «- 2004 г.
4. Руис де ла Торре М.А. «Методическое Пособие по Каратэ Сито-рю»-2005г.
5. Свишев И.Д. –дзюдо- учебное пособие для спортивное школа –1999
6. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов. – 2003
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.-2005
|